Горячая линия
8 (343) 287 39 39
Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Об учреждении

Прослушать

Главное бюро создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 г. №1646-р. 
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 г. №2194-р переименовано в Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области".

Находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 1270-р.

Устав Главного бюро утвержден 19.05.2011 г. с последними изменениями Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.03.2017 г.

Главное бюро в своей деятельности руководствуется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также Уставом.

Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации расположено по адресу:
620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 55

Телефоны: +7 (343) 287-60-20 (Приемная)

"Горячая линия" для обращения граждан +7 (343) 287 39 39

Единая регистратура +7 (343) 287 44 88

Часы работы: ПН - ПТ с 8:45 до 17:15 СБ - ВС - выходной

И.о. руководителя — главного эксперта по медико-социальной экспертизе, заместитель руководителя по организационно-методической работе, врач по медико-социальной экспертизе Парпура Ирина Борисовна тел./факс 8 (343) 287-60-20.

Уровень специалистов ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» Минтруда России, имеющих квалификационные категории, ученые звания:
Категория Врачи
  чел. %
Высшая 120 53,1
Первая 20 8,9
Вторая 5 2,2
Всего врачей, имеющих квалификационную категорию: 145 64,2
Из них:
Кандидат медицинских наук 2
Доктор медицинских наук, профессор 1
Заслуженный врач 3
Отличник здравоохранения 3
Отличник соцобеспечения 1

В процессе развития и создания медико-социальной экспертизы в России можно выделить этапы, определяемые особенностями ее политического и социально-экономического состояния:

1-й этап — до 1918 года.

Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила свое начало в царствование Ивана IV Грозного. В его Указе «О милостыне» в качестве неотложных мер ставилась задача "выявить во всех городах престарелых и прокаженных, построить для них богадельни, обеспечить едой«.Указом от 03.05.1720 года Петр I повелел всех офицеров и нижних чинов, которые по удостоверению Военной коллегии «окажутся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание». Екатеринбургская Городская Дума вверила «дело местного общественного призрения» Городскому Попечительству о бедных Думской комиссии. Члены комиссии произвели деление города на участки, во главе которых стояли члены Комиссии. Каждый участок формировался путем созыва собраний из лиц, проживающих в этом округе и желающих помогать бедным. Таким образом организовывались Участковые Попечительства, они «рассматривали все случаи проявления нужды, изыскивали способы ее удовлетворения».

2-й этап — 1918-1940 годы.

22 декабря 1917 г. Советом Народных Комиссаров был принят Декрет «О страховании на случай болезни», который послужил основой для разработки вопросов экспертизы трудоспособности в общегосударственном масштабе.

31 октября 1918 г. было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно которому наличие инвалидности и ее степень устанавливались медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе.

В 1918 г. были организованы первые бюро врачебной экспертизы, в состав которых входили три врача основных специальностей (терапевт, невропатолог и хирург), представители страховой кассы и профсоюзной организации. В Уральской губернии (Свердловской области) бюро врачебной экспертизы начали работать в декабре 1918 года.

В апреле 1920 г. по Екатеринбургской губернии получали пенсии 35000 инвалидов. В губернии было открыто 10 учебно-показательных мастерских для инвалидов (сапожная, портновская, переплетная, резиново-клейная и др.). Инвалиды получали продпаек.

В 1931-1934 г.г. создаются научные институты врачебно-трудовой экспертизы в Москве, Ленинграде, Ростове, Горьком, Минске и др.

В 1933 г. все бюро врачебной экспертизы были реорганизованы во врачебно¬-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).Совершенствование форм и методов работы органов врачебно-трудовой экспертизы вызвало необходимость подготовки высококвалифицированных кадров экспертов. В связи с этим на базе научно-исследовательских институтов экспертизы трудоспособности в 1934-1935г.г. было организовано изучение вопросов врачебно-трудовой экспертизы врачами ВТЭК.

3-й этап — 1941-1945 годы.

Во время ВОВ объем экспертной деятельности увеличился. Общее число ВТЭК увеличилось с 1211 в 1940 г. до 2776 в 1944 г. Число освидетельствований возросло в 5 раз по сравнению с довоенным периодом. В этот период трудовое устройство инвалидов приобретает особое значение. В годы войны развертывается сеть курсов для профессиональной подготовки инвалидов. В госпиталях, наряду с лечением и протезированием, проводилось профессиональное обучение и переобучение инвалидов.

В 1943 г. вводятся выездные заседания ВТЭК.

В 1945 г. в Центральном институте усовершенствования врачей на базе ЦИЭТИНа была создана первая в стране кафедра врачебно-трудовой экспертизы.

4-й этап — 1946-1990 годы.

На этом длительном этапе совершенствовалась система врачебно-трудовой экспертизы. Основными функциями ВТЭК становятся экспертиза трудоспособности, профессиональная ориентация инвалидов, формирование трудовых рекомендаций и рекомендаций по профессиональному обучению и переобучению. В конце 40-х, начале 50-х годов в Свердловской области, как и по всей стране, были организованны первые специализированные ВТЭК: туберкулезная (1948г.), психо-неврологическая (1950 г.).На 01.01.1952 г. в Свердловской области насчитывалось 24365 инвалидов войны (в том числе работающих — 21421 чел.) и 62413 инвалидов труда (в том числе работающих — 36953 чел.).

В 1957 г. в Свердловской области функционировало 73 ВТЭК, в которых работало 220 врачей.

В 1958 г. — 77 ВТЭК, работал 231 врач. Расширялась сеть специализированных ВТЭК. Наряду с ВТЭК для больных туберкулезом и психическими заболеваниями были организованы ВТЭК для лиц с заболеваниями и дефектами органов зрения, онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, поражением опорно-двигательного аппарата.

В 1963 г. введена должность Главного эксперта. Первым Главным экспертом Свердловской области в конце 1963 г. был назначен врач Азанов Виктор Андреевич.

5-й этап — 1991-2004 годы.

К началу 90-х годов в Российской Федерации сложилась устойчивая система экспертизы стойкой утраты трудоспособности, однако имел место односторонний подход к понятию инвалидности, сводившийся к оценке состояния трудоспособности.Определяющее значение для реализации этих позиций социальной политики имел Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ. В указанном Законе была дана новая трактовка понятия «инвалид», закреплены на законодательном уровне понятия «ограничение жизнедеятельности», «социальная защита инвалида», «медико-социальная экспертиза», «реабилитация инвалидов», регламентировано создание принципиально новой службы, осуществляющей экспертизу инвалидности, — Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения, определены ее основные функции. Впервые закреплены обязанности за соответствующими органами разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации инвалидов; определены разнообразные виды и формы обеспечения жизнедеятельности инвалидов, важнейшее место среди которых занимает обеспечение занятости инвалидов, их обучение и переобучение, воспитание, материальное обеспечение, обеспечение жильем, техническими средствами и приспособлениями, протезно-ортопедическими изделиями, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, к информации и т.д. Подобная концептуальная позиция обусловила необходимость трансформации врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.Во исполнение вышеуказанного федерального закона выходит ряд нормативных актов: постановление Правительства РФ № 332 «О создании государственной службы медико-социальной экспертизы», постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», утвердившее «Примерное положение об учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы» и "Положение о признании лица инвалидом«.В эти годы создается служба реабилитации инвалидов. Впервые в состав бюро МСЭ введены специалисты по реабилитации инвалидов. Постановлением Минтруда РФ от 14 декабря 1996 г. N 14 утверждено «Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида».

В июле 1999 г. выходит постановление Правительства Свердловской области «О координации деятельности учреждений и организаций в сфере реабилитации инвалидов». Для межведомственной координации вопросов комплексной реабилитации инвалидов в структуре Министерства социальной защиты населения Свердловской области в 1999 г. создается отдел медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

В 1997 г. с целью проведения независимой, высокопрофессиональной медико-социальной экспертизы у детей была создана педиатрическая служба МСЭ, должность педиатра введена в состав всех бюро МСЭ.

С 01.06.1998г. в Свердловской области (одной из первых в России) созданы специализированные педиатрические бюро МСЭ.

С 29 октября 2001г. руководителем Главного бюро ГС МСЭ Свердловской области назначена Кузнецова Ирина Ивановна.

6-й этап — 2005 год — настоящее время.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ внес существенные дополнения и изменения в закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, определил дополнительные льготы и гарантии инвалидам, провозгласил создание федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ внес существенные дополнения и изменения в закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, определил дополнительные льготы и гарантии инвалидам, провозгласил создание федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

С 01.01.2005г. руководителем-главным экспертом по МСЭ федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» утверждена Ирина Ивановна Кузнецова.

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 11.10.2012г. № 310н.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014г. № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. № 95 «О порядке признания лица инвалидом» утверждены «Правила признания лица инвалидом».

Приказом Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» утверждены Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, определяющие основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий; Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, определяющие основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

На сегодняшний день в структуре федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Учреждение) функционируют 47 бюро, 7 экспертных составов, 8 отделов, 1 отделение. 19 бюро расположены в г. Екатеринбурге, 7 бюро — в г.Нижнем Тагиле, по 2 бюро в г.г. Каменске-Уральском и Краснотурьинске и 17 бюро — в других муниципальных образованиях Свердловской области.

В Учреждении работают 349 специалиста, в т.ч. 152 врача по медико-социальной экспертизе, 23 специалиста по реабилитации инвалидов, 9 психологов, 5 специалистов по социальной работе.

Ежегодно в Бюро и Экспертных составах Учреждения проходят освидетельствование около 70 тысяч граждан, из них 10 тысяч детей.

Специалисты Учреждения в соответствии со стоящими перед ними задачами и возложенными на них функциями, пользующиеся накопленным опытом и комплексными знаниями, вносят существенный вклад в реализацию государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения.